Государственный и общественный строй Спарты
Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии (Лаконики).
Главнейшими источниками по истории спартанского общественного и государственного строя являются произведения Фукидида, Аристотеля и Плутарха, а также стихи спартанского поэта Тиртея. Кроме того, с каждым годом все большее значение приобретают археологические материалы.
Возникновение спартанского государства
Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до н. э., во время последней волны возвращения Гераклидов, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Так появилось спартанское государство, вскоре получившее особый общественный строй.
Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)
В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседней области – Мессении, также заселенной дорийцами. В результате двух мессенских войн, носивших ожесточенный характер, территория Мессении была присоединена к Спарте, а основная масса населения должна была работать на спартанцев (только небольшой части мессенцев, оказавших упорное сопротивление завоевателям, было разрешено покинуть Мессению). Так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоеванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: весь общественный и государственный строй Спарты был подчинена задаче сохранения этого господства.
Состав спартанского населения
Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных крепостных. Само название «илоты» до сих пор не ясно. Есть предположение, что оно происходит от имени города Гелос, некогда захваченного дорийцами. Согласно другой гипотезе, слово «илот» происходит от греческого глагола «попадать в плен», «быть пленным».
Сами завоеватели – дорийцы – стали называть себя по имени своего главного города – Спарты - спартиатами.
Племена, жившие в горных местностях Спартанского государства, а также те из ахейцев, которые добровольно подчинились дорийцам, стали называться периэками (соседями). Это было население, хотя и неполноправное, но не закабаленное.
Так произошли основные сословия спартанского общества: спартиаты (спартанцы), периэки и илоты.
Земледелие в Спарте
Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. В спартанском государстве не признавали частной собственности на землю. Вся земля принадлежала общине, которая предоставляла собственным представителям на некоторое время какие-то наделы. Спартиаты пользовались этой землей, но не владели ею в настоящем смысле слова. Они не могли ее продать или заложить, так как она была общинной собственностью. Земля возделывалась очень примитивными орудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу. Разводили и овощи. Сам спартанец и его семья не работали на своем участке. К этому участку были прикреплены илоты, которые его обрабатывали. Спартанцы боялись илотов, поэтому ночью ни один илот не должен был находиться на территории города Спарты. Независимо от количества урожая, илоты платили натуральный оброк, т. е. должны были сдать спартиату – владельцу участка, на котором они работали, - определенное количество зерна, скота, растительного масла и других продуктов. Этот оброк был очень велик, и илоты – низший класс спартанского обществе – влачили со своими семьями нищенское существование.
Спартанское ремесло
Ремесло в Спарте было очень мало развито. Периэки наряду с земледелием занимались ремеслом. Они выделывали глиняную и металлическую посуду, изготовляли шерстяные ткани, одежду, поставляли спартиатам вооружение. Особенно ценилось стальное оружие, сделанное из лаконской стали, считавшейся лучшей в Греции. Однако аграрный характер спартанского общества, общая экономическая отсталость Спарты, проводимая спартанским государством политика изоляции, сохранения примитивных отношений в области экономики сдерживали развитие ремесла.
Торговля в Спарте
Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось, и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.
Быт и воспитание спартанцев
В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.
Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.
Руины театра в древней Спарте
Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – совет старцев, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.
Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.
В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».
В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.
Спартанский шлем
Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.
Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.
Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.
Спартанцы и илоты
Главной целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.
Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота. Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» – тайная война). Юноши-спартиаты собирались по ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спартанцы старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.
Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.
На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.
Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.
Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.
Устройство спартанского государства
Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанский государственный строй мог держаться только военной мощью.
Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плутарх, Фукидид и другие античные авторы. Но устои общественного строя Спарты, её обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложились постепенно в результате жизненной необходимости направить все силы на укрепление военного строя спартанского государства.
В государственном строе Спарты мы встречаем много пережитков древних общинных отношений. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.
Лаконией управляла пара государей одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоевания Лаконии.
Спартанские цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жреческие функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии – высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для отчёта надзиратели – высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.
Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.
Наиболее сильным органом спартанского государства была герусия («геронт» – старик) – собрание старейшин – представителей самых влиятельных родов и семей Спарты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если спартанские цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в геронты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.
Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.
Пелопоннесский союз
Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до н. э. после двух ожесточенных войн соседнюю плодородную страну на западе – Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. Спартанское государство играло главную роль в Пелопоннесском союзе.
Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.
Для своего времени войско Спарты было хорошо организовано. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодые спартанцы, потом пожилые и старики до шестидесяти лет. Спартиаты были дисциплинированны. С детства они умели прекрасно владеть оружием, которое состояло из копья, меча и щита. Эта армия была лучшей в Греции VI – V вв. до н. э.
Идеализация общественного строя Спарты
Аристократический государственный строй Спарты, основанный на угнетении илотов, идеализировался некоторыми учёными – особенно представителями консервативной немецкой историографии. А фашистские историки ставили в пример спартанский общественный и государственный строй как идеальный для покоренных народов.
По отношению к спартанскому обществу и государству того или иного историка можно судить о том, насколько он либерален или консервативен.
Спартанский строй был самым консервативным среди древнегреческих государств. И Спарта, имевшая гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала, вместе с этим союзом, все антидемократические течения Древней Греции.
Свежие комментарии