На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Кому мешают казачьи вольницы?

КОМУ МЕШАЮТ КАЗАЧЬИ ВОЛЬНИЦЫ?

     Накануне всемирного дня казачества рассмотрим все "перипетии" непростых отношений "вольнодумцев" и высшей государственной власти. Среди казаков встречались как верные отечеству мужественные воины, так и отчаянные бунтари, не желавшие подчиняться никаким законам. Официальная власть всегда усматривала в казачестве подспудного претендента на высшую государственность, своего оппонента.

ДУАЛИЗМ КАЗАЧЬЕГО ЭТНОСА

     Совсем неверно считать понятие о казаке, как о безусловном поборнике начал государственности или рьяного защитника страны, на территории которой он компактно расположен и чьим гражданином он является. Казака, у которого в голове сидит лишь мысль, как не расстроить своего атамана или другого какого-нибудь непосредственного командира. Именно в годы присоединения казачества к какому-либо государству в этой среде началась эпоха расколов, противоречий, дискуссий, разделений на враждебные лагеря именно по поводу принадлежности и подчинению тем или иным законам. В то же время, крайне неверно рассматривать казаков как исключительно бунтарей, оппозиционеров к каждой государственности, как образ неприятия любого строя или формы правления.

     - Все зависело от того, насколько государство было гибко и понятливо к настроениям и чаяниям казачьей среды, - отмечает Игорь Ерохин, старший научный сотрудник, один из преподавателей отечественной истории Колледжа Кройдон. - Поэтому военно-организационная структура является важным фактором казачьей общности. Это логично определяет как роль военного искусства казака, ратного дела в его идеологии, так и жизнь и культуру казака, его симпатию или антипатию к той или иной государственной структуре. Во время гражданской войны наиболее мощно проявилось многообразие казачьих течений, известно, что казаки населили даже далекий северный Нижневартовск, и везде была своя особенная идеология, желания, законы. Она не только размежевала общество на противоборствующие и воюющие, враждебные друг другу лагеря, но то же самое осуществила и в свете идей взглядов на государство. У лидеров Белого Движения отсутствовал опыт в определении казачьей государственности, у них не было общей концепции, что часто приводило к конфликтным ситуациям. Лучшей у них концепцией я считаю концепцию создания единого казачьего государства на федеративном уровне, учитывая казачью структуру их воинских объединений.

КОГДА ВСЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

     Вопрос был рассмотрен уже в июле 1917 года, когда донской атаман Каледин и председатель Донского правительства принимали в Новочеркасске своих оппонентов во взглядах атаманов Филимонова, Бардижа и Караулова. Пока не была продекларирована отмена Временного Правительства, и эти атаманы представляли лишь 2 войска - Кубанское и Теркское. Чтобы, мол, не передраться, атаманы порешили организовать в Новочеркасске постоянную комиссию, которая бы в деталях определила стратегию и принципы грядущего объединения.

     Инициативная группа атаманов столь вознамерились решить вопрос мирным и цивилизованным путем, что решили провести следующую конференцию в более представительном составе. В документе под названием "Свободу и власть казачеству!" (название затем не раз менялось) гласило следующее постановление и решение атаманов: "На конференции должна присутствовать вся Россия в лице казаков, горцев, государственных деятелей, политиков и просто сочувствующих идее".

     Что решило то совещание, состоявшееся в сентябре 1917 года? Прощайте мечты о едином казачьем государстве, учитывая и заглядывая в будущее, что оно так и не было образовано? Тогда так не думали, ведь вряд же иначе тогда бы собрали вторую конференцию, прошедшую примерно через месяц.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КАЗАЧЕСТВА

     Иным путем шли атаманы отдельных казачьих войск, понимая, что и в братоубийственном молохе Гражданской войны необходимо искать способы создания на основе подчиненных им казачьих отрядов создавать отдельные области и даже иногда казачьи республики. Еще генерал-лейтенант Деникин говорил: "В прошлом я старался быть надежным оплотом русской государственности и хранителем государственных границ, будь то сибирские, будь кавказские просторы, или какие другие дикие поля. Иное отношение у казачьей вольницы было к "Москве" - центральному правительству - и потому часто вступало с ней в вооруженные конфликты и столкновения".

     Нынешний генерал-лейтенант Лукомский очень хорошо знает историю казачества тех времен. Он не отделяет казачество от русского народа. В нём часто в обострённой форме отражаются как положительные, так и отрицательные черты характера народа. Казачество знала различную Россию и расширяло ее небольшую, укрепляло слабую.

     "Лично я, природный донской казак, с гордостью вспоминаю прошлое моего родного казачества и верю в светлые социальные преобразования в будущем. А явление, которого не было ни в одном государстве мира, исключительно русской истории - казачество, житница буйной вольности, смело боровшееся с окружающими сильными врагами, постепенно становится частью государства российского, но со своими идеалами и устоями, является верным рыцарем России", - заявил А.П. Богачевский, Донской атаман, генерал-лейтенант.

     Кстати, идеи казачьей государственности в переломный и судьбоносный момент Гражданской войны находят не только в рядах Белой и Красной Армии. Даже повстанческая Армия Нестора Махно понимала, насколько важно иметь свою концепцию на тему данного вопроса. И если одни видели государственность казаков неотделимой от России, другие мечтали создать свои области и республики на территориях нахождения казаков, то махновцы мечтали воссоздать историю Гуляйполя, земель, где в 70-80 годах селились вольные казаки - селяне, гайдамаки - под защитой Днепропетровской линии крепостей.

     Ряд источников говорит о том, что армия Нестора Махно, заняв северные земли будущей Украины, славилась не только своей военной и политической мощью, но и тем, что строила на той территории свое крестьянско-казацкое государство!

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Николай БУГАЙ,

главный научный сотрудник Института российской истории РАН, советник Департамента межнациональных отношений министерства регионального развития РФ:

     - Долгое противостояние Белой и Красной Армий побудило Махно сделать главной своей целью защиту своей территории от вторжения извне. Однако, еще ранее, когда до Гуляйполя докатились слухи о Корниловском мятеже, лидеры Гуляйполя организовали в спешном порядке Комитет Спасения. Благодаря этому численность махновской армии быстро увеличивалась и скоро достигла стотысячной отметки. Жители Гуляйполя своей деятельностью привлекли внимание барона Врангеля, который желал и нуждался в союзе с ними.

     "Единая Армия" Ленина потом подписала крайне унизительный для своего авторитета договор, согласно которому махновцы, помимо присоединения Армии Нестора Махно в состав Красной в качестве автономной единицы, получали также и полную автономию района, на котором они проживали, а это означало полную независимость крестьянско-казацкой республики Гуляйполе со всеми вытекающими отсюда последствиями и выгодами. Северяне УССР наделялись правом установления взаимоотношений с другими внешними государствами, а также иными правами. Никто из исследователей не сомневается в правомерности сомнений Советской Власти относительно планов Махно по установлению государственности казацкого крестьянства!  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх