ПО СТОПАМ СПАРТАКА. В ПОРУ КОНСУЛЬСТВА
За четыре дня до ноябрьских ид, то есть 10 ноября, когда правила коллегия Публия Сервеллия Ватия Исаврийского и Аппия Пульхра, рано утром со всех концов Рима народ высыпал на улицы.
Все стремились добиться места в Большом Цирке. Из кривых и густонаселенных улочек Эсквилина и Субуры, где преимущественно обитал простой люд, валила разношерстная толпа разного возраста и положений наполняя центральные улицы Табернолу, Гончарную и Новую, ясно давая понять, что их целью является цирк.
Прекратить это шествие ремесленников, неимущих, отпущенников, отмеченных шрамами стариков гладиаторов, нищих и изувеченных ветеранов гордых легионов - победителей Азии, Африки и кимвров, женщин из простонародья, шутов, глашатаев, гончаров и остальных было невозможно. Оживленные, веселые лица, беззаботная болтовня, остроты и шутки свидетельствовали о том, что люди спешат на всенародное излюбленное зрелище.Вся эта пестрая и многочисленная толпа наполняла великий город с не очень ясным, смутным, но веселым гулом, с которым мог сравниться рой тысяч и тысяч ульев, расставленных на улицах.
Римляне сияли от удовольствия; их нисколько не смущало небо, покрытое серыми, мрачными тучами, предвещавшими дождь, а никак не хорошую погоду.
Но с холмов Латия и Тускула дул довольно холодный утренний ветер и пощипывал лица.
Всем эти порывы доставляли некомфортное ощущение, судя по тому, что некоторые граждане натягивали капюшоны своих зимних пащей, другие одели широкополые шляпы или круглые войлочные шапки, мужчины кутались в тоги, женщины – в свои длиннополые столы и паллии. Но все спешили «оттянуться» в цирке. Большой цирк, воздвигнутый в Мурсийской долине между Палатинским и Авентинским холмами в начале описываемого времени еще не достиг того величия и обширности, которые явились из времен Юлия Цезаря и Октавиана Августа. Все же в этом грандиозном и внушительном здании длиной 2 тысячи 180 и шириной 998 римских футов можно было воевать даже нескольким армиям сразу. Многие, увидев цирк впервые отмечали: в самую первую очередь «режет глаза» форма этого знаменитого на весь мир здания, так как он был «регбийным», «туловище» строения «накачано» рельефными овальными мускулами стен.
В восточной ее части имелась поддержка из колонн, что позволяла закончить ее полукругом, а вот западная сторона обрывалась резким прямым срезом. В западной части был расположен оппидум – сооружение с 13 арками, под средней находился главный вход – так называемые парадные ворота.
Свежие комментарии