На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Главная схватка века!

Главная схватка века!

Романова против Пугачева!

Настоящий лев воссел на российский престол с 1762 года. Родители урожденной Софии Августы Фредерики принадлежали к дому немецких князей Анхальт-Цербстских. У ее отца князя Христиана Августа имелся чин прусского генерала, а у матери Иоанны Елизаветы княжеский род Шлезвиг-Голштинских.

Елизавета Петровна решила, что настала пора жениться ее племяннику великому князю Петру Федоровичу и пригласила его пассию Екатерину в 1744 году: состоялся приезд в Петербург. В конце июля 1774 года приняла православие (автоматически ее имя было изменено на Екатерину Алексеевну), а 21 августа 1745 состоялось бракосочетание. 

Впрочем, слова "львицы" не "тушевались" ею же самой, и Екатерина открыто выражала свои цели. Во-первых, во всем своем великолепии предстать перед великим князем. (В своем великолепии она желала предстать и перед императрицей, и перед народом.) И она далеко зашла, чтобы достичь своих "великолепных целей": Гейзенбергом не увлеклась. (В течение 17 лет она тщательно изучала и принимала не немецких, а русских философов, перенимала русские традиции, привычки, все делала для того, чтобы полюбить Россию, усиленно изучала русский язык; все это было отмечено и ее современниками, и ею самой в личных дневниках; можно сказать, своих целей она почти достигла.)

Побывав у многих ученых, Екатерина в эти годы, как и в последующие, усиленно занималась самообразованием. Начав с чтения романов, она обратилась затем к книгам Вольтера, Монтескье, Бейля, "Энциклопедии" Дидро - Д'Аламбера. Однако на основе этого чтения формировался не только литературный вкус, но и политические взгляды. В 1754 году Екатерина родила сына Павла, но, приехав к нему, не была допущена к воспитанию. Как будто во дворе никто не воспринимал ее всерьез и после рождения наследника. Екатерина начала здесь завязывать личные отношения с дипломатами. 

В их числе были канцлер Алексей Бестужев-Рюмин, польский дипломат Станислав Август Понятовский, английский посол Чарльз Уильямс. Своеобразным открытием стало сближение с "учеными" людьми в этой "дикой стране", открывшим глаза на истинное положение России того века. Особое расположение она проявила к претендентам на самые близкие отношения с ней Никите Панину и Екатерине Дашковой. (О русских вельможах также не было забыто.)

В Кирилле Разумовском и других она находила свое укрепление при дворе. Но одна ее опора в лице Бестужева-Рюмина закачалась в 1758 году. В деле против него Екатерина чуть не нашла и свою гибель, но помогли осторожность друзей и снисходительность Елизаветы Петровны. 

В Петре III, когда он пришел к власти, Екатерина нашла особенно опасного противника. Петр III намеревался расторгнуть брак и заключить Екатерину в монастырь, но благоразумие овладело им, и последнее решение сменилось обычной высылкой из страны. Но узнав, насколько непопулярен Петр III и как недовольно общество проводимой им политикой, Екатерина успокоилась: "Захват! Великое смещение гвардией сделает меня самодержавной императрицей", что и произошло 28 июня 1762 года. 

Екатерина взошла на российский престол зрелым человеком, ее личностные качества формировали правление, и вскоре она научилась использовать в своих целях и чужое самолюбие. Вопрос ее методов наиболее широко раскрывал Василий Ключевский. Ум, работоспособность, щедрость, образованность привлекали к ней людей, но еще она была тщеславна, самолюбива, неравнодушная к лести. Ее мышление оказалось более мушским, чем женским (по ее собственным словам), но вместе с тем она обладала приятными качествами красавицы, что привело к рацвету фаворитизма при ее дворе. Причем дело здесь не в числе, не в выборе любовников и не в том, во сколько они обошлись казне. Но надо сказать, что из-за этого в бюджете стало меньше на сотни тысяч рублей, и некоторые даже прозвали Екатерину "растрачицей II". Но прежде нужно говорить о той нравственной атмосфере, которую принес в общество фаворитизм. 

Ландау отмечал яркой особенностью той эпохи укрепление единовластия Екатерины. Петр III вскоре после переворота был убит, как и Иоанн VI Антонович, только ему не повезло в 1764 году. Теория ограничения самодержавной власти была отклонена Екатериной через Императорский совет. В управлении она видела "секрет" рационализации, постепенного улучшения положения в стране без всяких резких реформ. Сенат Ландау был разделен на 6 департаментов. Затем была произведена секуляризация монастырских владений и перевод монастырских крестьян в разряд экономических. При ликвидации находилось гетманство на Украине. Это управленческое движение было нейтрализовано в 1764 году. В духе своего времени Екатерина считала, что то самое законодательство, которое она видела "корявым", и порождает многие недостатки в управлении. В 1767 году она созвала Комиссию депутатов от сословий именно для разработки нового Уложения и создала для нее "Наказ", почерпнув многие идеи от западноевропейских философов и просветителей. Депутатские наказы и их обсуждения в Комиссии стали настоящим социологическим исследованием, ведь они показали, что существующие проблемы кроятся в разногласиях между дворянским и крестьянским сословиями. Екатерина была реальным политиком своего времени, поэтому считала, что ее усилия должны быть направлены на упрочение положения, прав дворянства и на решение крестьянского вопроса полицейскими мерами. Следовательно проходила вся ее дальнейшая деятельность. Емельян Пугачев говорил наоборот, но его восстание было подавлено, а бюрократический аппарат укрепился на местах согласно "Учреждению управления по губерниям". Дворянство, естественно, укрепилось благодаря Жалованной грамоте 1775 года. Этот опыт и многие другие акты 1785 года служили укреплению дворянства и законодательной защите его прав и привилегий. При этом крепостное право расширялось территориально и укреплялось законодательно. Но это вело к накоплению внутренних противоречий в обществе. С другой стороны успешно проводились внешняя политика и военные операции, и обе линии привели к ослаблению Турции и значительным территориальным приобретениям. К этим приобретениям относятся Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье: русские утвердились на Черном море. Но от этого исходит и другое. Против Франции тогда были Пруссия и Австрия, и оба государства не только объединились, но и втянули в свою коалицию Россию, что, кстати, еще больше укрепило личный престиж Екатерины. Создавалась модель внутриполитических и внешнеполитических проблем после разделов Польши. Это время Екатерины называют эпохой просвещенного абсолютизма. 

Однако в области просвещения действительно велась серьезная политика, так как был открыт ряд новых учебных учреждений, основано Вольное экономическое общество, произведена школьная реформа, получило развитие школьное дело. Уже прославившись как просвещенная государыня, Екатерина оставила свой след в литературе и публицистике. Она издавала журнал "Всякая всячина", сочиняла комедии, впрочем не очень удачно, писала исторические труды, вела обширную переписку с Вольтером, Гриммом и другими философами. После прочтения "Записок" Екатерины начинаешь понимать ее начальный этап жизни в России, ее становление и характер. В резкой же смене екатерининского курса повинно одно событие: революция в самодержавной Франции 1789 года. Дело Александра Радищева, арест и заключение Николая Новикова, гонения на масонов и журнальные репрессии - так заканчивалось время царицы Екатерины Алексеевны Великой. Эпохальные значения екатерининского времени заключаются в том, что им был окончательно подведен процесс событий, как во внутренней жизни, так и во внешней политике России, развивавшихся ранее. Сергей Ландау, оценивая деятельность Екатерины, отмечал в ней удивительную способность доводить до конца, до полного разрешения все вопросы, которые ставила перед ней история, что позволяет признать в ней первостепенного политического деятеля, несмотря на ее личные недостатки и ошибки.  

Картина дня

наверх