На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Cимволические полотна россиянина Михаила Врубеля, а также другие Russian Demonicus

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПОЛОТНА РОССИЯНИНА МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ, А ТАКЖЕ ДРУГИЕ RUSSIAN DEMONICUS

Classical of Demonicus

пан

Более мучительно, чем образ Демона, художнику давался разве что Пан, изображенный выше. Прошло несколько лет, а о завершенном произведении говорить было все же рано. В октябре 1885 году к Врубелю в Одессу приезжал друг по Академии Валентин Серов. Он видел самый начальный период работы над "Демоном". По его словам, для фона картины Врубель использовал фотографию, которую он постоянно опрокидывал и каждое такое положение снимка давало странное очертание, похожее на погасший факел или на лунный пейзаж. Сегодня мы знаем, что уже тогда Врубель хотел сделать "Демона" первой частью своей тетралогии, куда помимо этого полотна должны были войти "Тамара", "Смерть Тамары" и "Христос у гроба Тамары". За этим напрашивался вывод, что гений Врубеля отталкивался непосредственно от произведений Лермонтова, но не замыкался в них.

Вероятно, эта тема не получила развития. Дело было в обстоятельствах, мало способствовавшим поискам творческого развития. Врубель жил в Одессе, но устроиться он там так и не смог. Немецкий россиянин катастрофически нуждался в деньгах, поэтому ему пришлось вернуться в Киев в еще более бедственном положении, чем он оттуда уехал. Отец, навестивший сына еще осенью 1886 года, был потрясен его бедностью. Например, согласно словам из одного из его писем, у него возник вопрос, на чем он будет кушать, да и сидеть было не на чем. Из всей меблировки, очевидно, были 2 табурета и кровать.

Причину постоянного безденежья и необеспеченности Врубеля, после того как он вышел из стен Академии, его друзья и родственники видели отчасти в том, что он не хотел и не мог понять вкус заказчиков, отчего оставался неизвестным и непризнанным художником при всем своем огромном таланте, уме и образованности; и главное, от того, что не умел жить, не умел распоряжаться своими средствами, как положено. Это был первый шаг к нищете. Оба своих упомянутых произведения он отдал за бесценок; с покупателями и заказчиками Врубель никогда не торговался. Он никак не мог преодолеть ощущение, что его творения являются чем-то незаконченным, незавершенным, лишь путем к задуманному им совершенству, а потому относился к своим работам пренебрежительно, часто раздаривая их, оставляя, забывая о них, где попало.

Друг Корфман, спасая его от голода, подыскивает Врубелю уроки рисования, сам художник берется за неинтересные, недостойные его таланта работы. Но его Тамарина Троя проступала везде, где касалась его кисть.

Так в 1886 году Врубель пишет с дочери киевского ростовщика "Девочку на фоне персидского ковра" - одну из своих талантливейших работ, в которой впервые нашла воплощение его Тамара. Но лика, под которым стояла была надпись "Демон", он не мог подглядеть нигде, кроме как в своей душе. Он множество раз брался за холст, писал и рисовал голову, торс, им же потом все стиралось, затем брался за работу заново, прекращал ее, воплощал свои задумки в другие изображения. Не об этом ли говорили его эскизы к Владимирскому собору, над которыми он трудился параллельно в 1887 году? Конечно, "Надгробный плач", "Воскресение" и "Вознесение" исполнены необычайного трагизма. Однако эскизы эти не были приняты комиссией к исполнению, и вместо фресок Врубелю пришлось писать орнаменты.

Это свое наваждение Врубель увидел впервые в Москве спустя 5 лет после начала работы над Демоном.

Крепостные образы Демона исчезли: облик Демона вышел глубоко романтическим; взгляды, как и воображение, Врубеля могли измениться резко неожиданно. Это оборонительный дух, еще слишком "зеленый", полный юности: место злобы и презрения занимает сердечный жар. Этот облик - ни тень добра, ни его изнанка, как гласит христианская теософия, это само добро, но избавившееся от безгрешности и святости, а значит и приближенное к человеку.

То, что греки называли "Демонианой", стало смыслом жизни для Врубеля. Хотя задуманная тетралогия так и не была написана, Врубель получил в 1890-1891 годах возможность принять участие в оформлении юбилейного издания Лермонтова, над которым тогда трудились лучшие русские художники, и создал несколько прекрасных иллюстраций к поэме "Демон" (в том числе "Голова Демона", "Пляска Тамары", "Тамара внутри гроба" и некоторые другие).

Греческая тематика несколько поправила "бытовуху" Врубеля "под" последние его годы жизни. После появления его "Сидящего Демона" и некоторых других работ, таких как "Испания" 1894 года, "Гадалки" 1895-го, прекрасных декораций к операм Римского-Корсакова, его "оригинальный талант" был обще-признан.

Новейшие упоминания о Демоне появляются в письмах Врубеля 1898 года. Он вступал в следующую свою эпоху мучительных поисков собственного героя. Вот тот самый 1899 год, названный им же поворотным, - в этом году Врубель пишет "Летящего Демона".

Итак, в 1899-1900 годах тврческий гений Врубеля достигает расцвета. Правда, свои великие полотна ему приходилось писать с лихорадочной быстротой. Будто какие невидимые археологи доставали раз за разом из фибр его души немыслимые по красоте темы и сюжеты, появились потрясающие работы "Пан", "Сирень", "К ночи", "Царевна-Лебедь", где изображена томительная, утонченная красота и хрупкость, грация и таинственность этой картины потрясает, завораживает, и недаром она считается одной из лучших работ Врубеля. Гораздо больше он стал создавать акварелей, эскизов декораций и костюмов к театральным постановкам.

Однако по жизни Врубеля тема Демона прочерчена красной чертой, и он (в первые гг. нач. 20 в.) оттесняет все дела и завладевает всеми помыслами художника. После 15 лет мучительных раздумий он понимает, как должна реализоваться эта идея, и Врубель видит своего Демона лежащим в каких-то горных ущелиях, закутанным в складки роскошного плаща. Эту важнейшую мысль он не отпускает, она захватывает его до "аналогичного само-забвения". Он работал как древние греки, целыми днями не выходя из мастерской, изобретая и переделывая, стал вдруг резким и злым, ни с кем не общался. В семейном кругу он также стал раздражительным и грубым, злясь на все, что отвлекало его от работы, от прежней почтительности и нежности к жене не осталось и "мокрого места". Именно так на него повлияли долгие и трудные поиски выражения лица для Демона. А в чем еще могла заключаться главная суть его образа?

Врубель почти закончил полотно, и по мнению тех, кто его видел, оно было прекрасно, но после этого он вдруг переделывает его и не оставляет свой работы до конца дней. Результаты настолько не удовлетворяли его, что он, даже когда картина висела уже на выставке, на глазах изумленной публики приходил и что-то менял в чертах своего Демона. Однако новый созданный им образ разительно отличался от прежнего.

Картина дня

наверх