На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Матвей, как вернуть величие, если ты упал

Он сменил специфику: как вернуть тех, кто работал с тобой много лет?

Контр-адмирал (1845) писательского мира Гоголь рещил изложить свои собственные мысли, использовав для этого письма к друзьям последних лет. Так происходил монолог в письме к Языкову. Я как рассмотрел все то, что писал разным лицам в последнее время, особенно нуждавшимся и требовавшим от меня душевной помощи, вижу, что из этого может составиться книга, полезная людям страдающим на всех поприщах. Так, в начале сорок седьмого года появились "Избранные места из переписки с друзьями". Во всех письмах Гоголь свободно излагал свою стройную систему религиозного и умственного мировоззрения. В оценке этой системы надо помнить, что ко многим вещам Гоголь подходил не с логических, а гравственных позиций. Логический ум его был похоронен под нравственной интуицией. 

Так, в общих чертах, русский писатель изложил суть своего религиозно-нравственного учения в "Избранных местах..." (1847).

Гоголь в глубине души был расстроен суровыми словами Белинского, а также тем, что его книга, которую он писал из самых лучших побуждений, вызвала на него новую волну гнева и негодования. Даже участник самых задушевных бесед с ним Аксаков - вместе со Свербеевым - не понял его и увидел в этом труде только желание поучать и проповедовать. В письме Гоголю Аксаков говорил об этом. В кнмге он увидел вред, распространение лжи умствований и заблуждений автора. Может быть Гоголь рассчитывал в самую первую очередь на поддержку русского духовенства, но даже оно сурово осудило его. Это безусловное отрицание в обществе было сродни для него неожиданному страшному удару, от которого он расстерялся. Как это вышло, что на "меня рассердились все до единого в России, - писал он, - этого я покуда" еще не мог сам понять.

Измученный Гоголь пережил новый духовный кризис - он начал сомневаться в самом интимном и святом - в своей близости к Христу и своей любви к Богу. После чего он начал склоняться в сторону тех, кто обвинял его в дьявольской гордости и греховном заблуждении. После он совершил паломничество в Палестину, посетив Бейрут, Сидон, Тир, Назарет и Иерусалим. Но надежда на то, что его душа воскреснет в Городе Господа, не оправдалась. В святых местах он не получил никакиких впечатлений. "Мое путешествие в Палестину, - точно было совершено мною затем, чтобы увидеть собственными глазами, как велика черствость моего сердца". Он, впрочем, решил для себя не уезжать больше за границу и жить в России, как бы тяжело это ему ни было. 

И действительно, духовное возрождение его началось вскоре после того, как он поселился в Москве и стал близко общаться с ржевским священником Матвеем Константиновским. 8.04.1848 Гоголь написал в своем дневнике о почти изжившем в нем грехе гордости, очень сильно беспокоившим его близких друзей из числа православных священников. Пройдя через горнило страшных душевных сомнений, он через 26 лет обрел просветление и спокойствие. Переезд оказал огромные влияния и на его творчество - одно за другим начали появляться новые главы "Мертвых душ". На тот же период приходятся и религиозные трактаты Гоголя - "Размышления над Божественной литургией", "О любви к Богу и самовоспитании", "О душевных расположениях и недостатках". Вторая часть "Мертвых душ" была окончена к лету 1851 года, но Гоголь нещадно все проходился по ней своим редакторским пером. Тарутинский, которому он читал свое творение, считал, что первая часть была великолепна и даже превосходила первую. 6.02.1851 Арнольди вспоминал, что она была ближе к действительности, что тут везде слышалась реальная жизнь без всяких преувеличений. В письме писателя Аксакова после прочтения Гоголя (2 части) особенно (3-6 абзацы) чувствуется его сильное волнение относительно некоторых глав (14-16 предположительно), о чем он и сообщал автору.

12(25).01. 1852 Гоголь, к сожалению, сжег второй том "Мертвых душ", и русский читатель так и не увидел этого сочинения. 1.02.1852 он уничтожил и записи, объяснявшие причину такого поступка. В конце января 1852 года умерла жена Хомякова, сестра покойного друга Гоголя поэта Языкова. 26 января (8 февраля) по свидетельству многих, кто в это время был близок к Гоголю, день смерти Хомяковой, произвело на него потрясающее впечатление. Он явился на панихиду и обращался там к собравшимся с речью.

Присматриваясь даже беглым взглядом к прожитой Гоголем жизни, нельзя не признать, что она полна какого-то трагического смысла, рокового величия. Значение его для русской литературы было огромно, так как он гигантски расширил круг поднимаемых ею вопросов, и им был похоронен эстетический почерк в пользу религии.

Картина дня

наверх